«УТВЕРЖДАЮ»
Главный врач Акмолинского
областного центра по профилактике
и борьбе со СПИД
________________/ Бурмаганов К.Ж./
«_27_»_ноября 2017 года
Стратегический план
ГУ « Акмолинский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД»
На 2018-2022 годы
Содержание
ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................
1.1 Миссия................................................................................................................................... .........4 стр.
1.2 Видение.......................................................................... .................... ............................................4 стр.
1.3 Ценности и этические принципы...............................................................................................4 стр.
ЧАСТЬ 2. Анализ текущей ситуации «Наименование организации».....................................
2.1 Анализ текущей ситуации ...........................................................................................5-12 стр.
2.2 SWOT-анализ.............................................................................................................................12-13 стр.
2.5 Анализ управления рисками..................................................................................................13-16 стр.
ЧАСТЬ 3. Стратегические направления, цели и целевые индикаторы. 16-21 стр.
ЧАСТЬ 4. Необходимые ресурсы.........................................................
Перечень сокращений, условных обозначений, символов
ГКП - государственное коммунальное предприятие
ГП на ПХВ - государственное предприятие на праве хозяйственного ведения
ССП - система сбалансированных показателей НС - наблюдательный совет
ВОЗ – всемирная организация здравоохранения
МЗ РК - министерство здравоохранения Республики Казахстан
УЗ - управления здравоохранения
ОЦ- областной центр
БП - бюджетная программа
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека
СПИД- синдром приобретённого иммунодефицита
АРТ – антиретровирусная терапия
ЛЖВ – лица, живущие с ВИЧ
УГН – уязвимые группы населения
ПД – пункт доверия
ДК – дружественный кабинет
НПО – неправительственная организация
ПЦР – полимеразно-цепная реакция
ЭСР - эпидемиологическое слежение за распространенностью ВИЧ-
инфекции
ЛУИН – лица употребляющие инъекционные наркотики
РС – работники секса
ГФСТМ – глобальный фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией
ДЭН – дозорный эпиднадзор
МиО – мониторинг и оценка
ГИК ВЭФ – глобальный индекс конкурентоспособности всемирного
экономического форума.
ПМСП – первичная медико-санитарная помощь
ИОМ – информационно-образовательные материалы
1.Введение
1.1.Миссия
Вся работа Акмолинского ОЦ СПИД заключается в организации, координации и мониторинге мероприятий по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции и СПИДа, направленных на сдерживание распространения ВИЧ-инфекции в области и снижения уровня негативных ее последствий.
1.2.Видение
Удержать распространенность ВИЧ-инфекции в возрастной группе от 15 до 49 лет в пределах 0,2%-0,6%.
1.3.Ценности и этические принципы
Акмолинский ОЦ СПИД является медицинской организацией особого типа, осуществляющей весь комплекс лечебно-диагностических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ в Акмолинской области. Для выполнения поставленных задач укомплектована высококвалифицированными специалистами, необходимым набором оборудования и помещений.
2. Анализ текущей ситуации
Благодаря реализации профилактических программам среди общего населения, уязвимых групп в Республике Казахстан, в том числе и в Акмолинской области, эпидемия ВИЧ-инфекции стабильна и удерживается на концентрированной стадии.
Начиная с 2009 года отмечается снижение парентерального пути передачи ВИЧ-инфекции, и эта тенденция сохраняется. Изменился сам характер эпидемии: в последние 5 лет идет устойчивая тенденция к росту полового пути передачи и выходу ВИЧ-инфекции в общую популяцию, дальнейшее вовлечение в инфекционный процесс женщин, представителей сравнительно благополучных слоев населения, регистрация случаев в более зрелом возрасте. В этой связи начали меняться подходы к проведению профилактической работы.
ВОЗ рекомендует на следующие 15 лет новые стратегии (90-90-90), где особый акцент делается на скрининг, диагностику и лечение ВИЧ-инфекции. На практике это означает реализацию концепции «Найти, Протестировать, Лечить и Удерживать», особенно в условиях ограниченных ресурсов.
1. Повышение эффективности скрининга населения в области.
Реализация различных скрининговых программ и активное выявление ЛЖВ позволит выявлять ВИЧ- инфицированных на ранних стадиях болезни.
Дальнейшее расширение доступа ЛЖВ к антиретровирусной терапии ( АРТ) , направленной на снижение количества вируса в организме, позволит значительно уменьшить вероятность передачи ВИЧ-инфекции другим людям, в томя числе от матери ребенку.
Улучшение показателей АРТ среди людей, живущих с ВИЧ (далее - ЛЖВ): охват лечением, подавление ВН, снижение смертности- может быть наиболее эффективной стратегией для профилактики передачи ВИЧ, снижения заболеваемости и улучшения качества жизни ЛЖВ. Кроме того, АРТ среди ЛЖВ также приводит к снижению рискованного поведения, связанного с наркотиками и сексом.
В результате предпринятых мер в области за последние 5 лет :
-
снизился уровень перинатальной трансмиссии с 0,7 в 2012 году до 0 на начало 2017 года;
-
получили доступ к антиретровирусной терапии в 2017 году - 69,7% ЛЖВ (2012г.-47,4%) от нуждающихся в АРТ);
-
снизилась в 2,5 раза частота выявления новых случаев с парентеральным путем передачи в 2012 году -47,6 % в 2017 -17,5%;
-
превышен 10% охват населения тестированием на ВИЧ, в т.ч. по инициативе медицинских работников, а также за счет расширения добровольного тестирования и консультирования. В 2017 году охват тестированием населения составил 12,4%, при целевом показателе 11%;
-
ежегодно увеличивается количество УГН, протестированных экспресс методом;
-
ежегодно, в среднем на 5% увеличивается скрининг населения и, соответственно, процент диагностированных случаев и количество ЛЖВ, знающих свой ВИЧ-статус (2017г. - 70 %);
-
внедрение профилактических программ в пенитенциарном секторе позволило более чем в 4 раза снизить количество внутриучрежденческих случаев ВИЧ-инфекции среди спецконтингента в 2012-2017гг., в сравнении с 2006-2010гг.;
-
растет охват ЛЖВ антиретровирусной терапией, следствием чего является снижение смертности от СПИДа с 20,6 % до 2012 года до 0 за последнее пятилетие.
-
разработан на уровне области программа развития территорий, заключен меморандумы между Акимом области и Министром здравоохранения;
-
по оценкам ВЭФ РК по уровню распространенности ВИЧ-инфекции Казахстан находится на первом месте с распространенностью менее 0,2%, том числе по области - -0,09%.
В соответствии с рекомендациями ВОЗ к 2020 году процент диагностированных случаев ВИЧ-инфекции должен составлять 90% от оценочного числа ЛЖВ. Ежегодно в области на ВИЧ-инфекцию обследуется более 100 тыс. человек. Благодаря проводимой политике тестирования в Казахстане, в области диагностировано более 70% лиц с ВИЧ-инфекцией от оценочного количества ЛЖВ.
В структуре тестирования 70% - приходится на пассивное тестирование, т.е. тестирование общего населения, тогда как ВИЧ-инфицированные выявляются, в основном, из числа лиц, прошедших обследование по клиническим, эпидемиологическим показаниям и уязвимых групп населения. В целях обеспечения всеобщего доступа к тестированию и консультированию необходимо расширять скрининг, прежде всего, уязвимых групп населения и лиц, имеющих клинические показания.
Для этого необходимо:
-
активизировать тестирование на ВИЧ-инфекцию среди уязвимых групп населения, а также по клиническим и эпидемиологическим показаниям в ПМСП и специализированных службах;
-
использовать экспресс-диагностику ВИЧ-инфекции для уязвимых групп населения в ПД, ДК, НПО.
Для мониторинга ситуации за тестированием необходимо создание национального регистра по скринингу населения на ВИЧ - инфекцию.
На реализацию мероприятий по повышению эффективности скрининга населения на ВИЧ-инфекцию могут повлиять:
- возможное сокращение бюджетного финансирования, в том числе на закуп скрининговых тест систем четвертого поколения ( Ag/Ab);
- отсутствие финансирования для дооборудования ПЦР -лаборатории.
- отсутствие механизма расчёта истинного охвата тестированием населения на ВИЧ-инфекцию;
- отсутствие нормативной базы по внедрению экспресс - тестирования УГН в НПО, а также закрытость и низкий доступ в уязвимые группы населения.
2. . Эпидемиологический мониторинг ситуации
В Казахстане с 2005 года на национальном уровне проводится дозорное эпидемиологическое слежение за распространенностью ВИЧ-инфекции (далее ЭСР). ЭСР является важным инструментом для мониторинга и оценки проводимых в стране мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции среди УГН. ЭСР позволяет оценить уровни распространения ВИЧ-инфекции в уязвимых группах населения, получить информацию о рискованном поведении УГН, охвате профилактическими программами, определить оценочную численность этих групп, и оценочную численность ЛЖВ. В 2013-2016гг. были внедрены новые подходы к проведению биоповеденческих исследований, современные технологии, позволяющие получать репрезентативные данные по РК, использование в проведении ДЭН планшетов.
Для контроля за эпидемией необходимо продолжить работу по организации и проведению ЭСР с использованием новых методов выборки для рекрутирования респондентов из труднодоступных групп населения (RDS, TLS).
Для более точного расчета оценочной численности УГН необходимо внедрение в систему е-ДЭН возможности автоматического расчета оценки численности групп риска, как по области, так и в стране в целом.
Анализ основных проблем
В ходе проведения дозорного эпидемиологического слежения за распространенностью ВИЧ-инфекции могут возникнуть осложнения в виде недостаточного финансирования из местного бюджета на вознаграждение участникам ЭСР, без которого невозможно соблюдение новых методологических подходов. До сих пор не определен статус и
механизм оплаты ставок аутрич-работников, которые принимают активное участие в проведении фокус - групп, формативном исследовании, в полевом этапе.
3.Для контроля эпидситуации в Республике Казахстан используется база Электронного слежения за случаями , которая является не только национальным регистром зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции, но и позволяет отслеживать тенденции развития эпидемии, оказание медицинской помощи пациентам в режиме реального времени.
Стандартизация подходов к сбору данных позволила улучшить качество собираемой информации, оперативный обмен данными между центрами СПИД и их информативность, а также возможность проведения простого и быстрого компьютерного анализа индивидуальных, а не агрегированных данных.
Основные параметры развития
Для обеспечения эффективной работы необходимо осуществлять дальнейшее сопровождение программно- информационного комплекса ЭС; контролировать полноту вводимой информации на все выявленные случаи ВИЧ - инфекции и СПИД на республиканском и областном уровнях; обеспечить доступность интернета и функционирования локальных сетей. К 2018 году необходимо обновление компьютерного обеспечения в РЦ СПИД и ОГЦ СПИД, обеспечение безопасности передачи данных в системе электронного слежения и обеспечение защиты информации в ОГЦ СПИД.
Анализ основных проблем
Необходимо дальнейшее совершенствование системы ЭС и внедрение новых программных продуктов. Требуется создание национального регистра обследованных на ВИЧ-инфекцию, а также совершенствование нормативной правовой базы по ЭС.
3. Профилактическая работа с УГН
Реализация профилактических программ для УГН доказала свою эффективность, стала частью государственной политики по борьбе с ВИЧ-инфекцией. Успех реализации программ обусловлен как наличием государственной поддержки и финансирования, так и существующей поддержкой международных организаций.
Реализуемые профилактические программы изменили отношение УГН к проблемам ВИЧ-инфекции, позволили сформировать сообщество профессионалов из государственного сектора и гражданского общества, обеспечив доступ к уязвимым группам. В результате реализации программы снижения вреда отмечается снижение практик рискованного поведения среди лиц, употребляющих инъекционные наркотики (далее - ЛУИН): ЛУИН стали использовать чистый инструментарий, чаще использовать презервативы, тестироваться на ВИЧ- инфекцию.
Благодаря реализации стратегии снижения вреда в стране, в динамике наблюдается снижение регистрации парентерального пути передачи ВИЧ-инфекции среди ЛУИН, с 93% (среди выявленных случаев за год) в 2001 году, до 18,4% в 2016 году.
Профилактическая работа с УГН проводится в стационарных и передвижных пунктах доверия, раздаются бесплатно шприцы, презервативы, ИОМ, проводится консультирование и экспресс-диагностика ВИЧ-инфекции, перенаправление к специалистам, в том числе в наркологическую службу.
В реализацию профилактических программ среди УГН активно вовлекается неправительственный сектор и аутрич-работники. Деятельность аутрич-работников обеспечивает доступ в труднодоступные группы населения, повышая тем самым охват этих групп профилактическими программами и тестированием.
Основные параметры развития
Для дальнейшей реализации профилактических программ по ВИЧ-инфекции необходимо продолжить профилактическую работу с УГН в соответствии с действующими НПА (приказ МЗСР РК от 28 февраля 2013 года
9
№ 115 «Положение об организации деятельности пунктов доверия», приказ РЦ СПИД от 24.07.2015г. № 40 «Об утверждении рекомендаций по обеспечению доступа к комплексному пакету услуг для УГН»). Необходимо продолжить мониторинг мероприятий по реализации профпрограмм для УГН, а также повысить кадровый потенциал специалистов ОГЦ СПИД, работающих с базой БДУИК.
Анализ основных проблем
В связи с экономическим кризисом сокращается бюджетное финансирование на реализацию профилактических программ по ВИЧ-инфекции для УГН. В настоящее время не предусмотрен социальный заказ по поддержке НПО из республиканского бюджета.
4. Оказание услуг в сфере предоставления медицинской помощи ВИЧ-положительным пациентам
Перспективное видение ВОЗ - к 2020 году достичь ряда амбициозных целевых показателей в отношении лечения ВИЧ-инфекции. Эти целевые показатели касаются всех ключевых групп населения. К данным целям присоединился и Казахстан: обеспечить, чтобы 90% людей, живущих с ВИЧ, знали о своем ВИЧ-статусе; 90% людей живущих с ВИЧ, отвечающих критериям предоставления лечения, получали антиретровирусную терапию; и 90% людей, живущих с ВИЧ, проходящих лечение, достигали вирусной супрессии.
-
Основные параметры развития
В результате проводимой работы по оказанию услуг в сфере лечения ВИЧ - положительных лиц в Акмолинской области количество ЛЖВ, получающих АРТ в 2017 году в сравнении с 2012 годом увеличилось в 4,1 раза. (304 против 74), следствием чего явилось на снижение смертности от СПИДа. Внедряются в лечение новые классы комбинированных АРВ препаратов, удобные в приеме и дозировке. В то же время, достижение цели предоставления антиретровирусной терапии 90% людей живущих с ВИЧ, отвечающим соответствующим критериям, к 2020 году потребует скорейшего расширения охвата антиретровирусной терапией и улучшения показателей, связанных с соблюдением режима. Охват людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, согласно критериям действующих клинических протоколов, должен составлять не менее 76%. Необходима оптимизация применяемых схем антиретровирусной терапии (применение комбинированных действенных схем с фиксированными дозами как для взрослых, так и для детей).
Анализ основных проблем
В области, как и в Республике Казахстан, несмотря на увеличение охвата антиретровирусной терапией ЛЖВ, остается проблема приверженности к АРТ. В 2015 году в РК были внедрены новые клинические протоколы по оказанию антиретровирусной терапии лицам, живущим с ВИЧ-инфекцией, что в свою очередь привело к необходимости увеличения финансирования деятельности, направленной на расширение охвата антиретровирусной терапией; диагностику, профилактику и лечение ВИЧ-ассоциированных заболеваний; решение проблем, связанных с другими сопутствующими инфекциями и заболеваниями, включая гепатит В и С; оказание людям, живущим с ВИЧ, медицинской помощи общего характера.
Для успешного проведения антиретровирусной терапии, необходим е на должном уровне лабораторный мониторинг с помощью клнинко-биохимических, иммунологических и вирусологических исследований.
Для исследования вирусной нагрузки, Акмолинский ОЦ СПИД по линии Глобального фонда получил оборудование на сумму в пределах 11 млн. тенге. Однако, для ее дооборудования необходимо приобретение вспомогательных изделий медицинского назначения и расходных материалов , а также проведения ремонтных работ для развертывания лаборатории на сумму в пределах 18 млн. тенге, коими Акмолинский ОЦ СПИД в данный момент не располагает.
-
Профилактическая информационно-образовательная работа с различными группами населения (молодежь, бизнес структуры, пенитенциарная система)
Для успешного противодействия распространению ВИЧ-инфекции население должно быть не только проинформировано об угрозе распространения ВИЧ, последствиях для отдельных личностей и общества в целом, но у него должны сформироваться устойчивые знания и навыки снижения риска заражения.
При осознанном отношении к своему здоровью и поведению распространение вируса иммунодефицита человека может быть существенно ограничено, а в некоторых группах населения и прекращено.
-
Анализ основных проблем
-
В сфере образования
В Казахстане отмечается недостаточный уровень знаний по вопросам ВИЧ/СПИД среди населения, в т. ч. молодежи. Показатель информированности среди молодежи в возрасте от 15-24 лет составляет 34,9 %, среди населения 15-49 лет - 30,6% (исследование ВЦИОМ, 2011 год). В то же время в стандартах систем образования отсутствуют обязательные часы по превентивному обучению вопросам профилактики ВИЧ/СПИД, ИППП и других социально-значимых инфекций. В настоящее время в учреждениях образования Республики Казахстан проводятся мероприятия по профилактике ВИЧ- инфекции для учащихся и студентов в виде акций, лекций, на классных часах, с целью предоставления молодым людям полной информации по профилактике передачи ВИЧ, включая комплексное, адекватное половое воспитание и выработку навыков безопасного поведения. Для преподавательского состава учебных заведений организуются семинары-тренинги.
Показатель уровня информированности населения и молодежи о ВИЧ-инфекции имеет большое значение, и постоянно отслеживается на национальном и международном уровнях, входит в страновой отчёт о достигнутом прогрессе в выполнении Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, и играет роль в формировании имиджа страны.
-
В сфере труда
Одним из актуальных направлений, влияющих на целевой программный индикатор позиции Казахстана по ГИК ВЭФ «Влияние ВИЧ/СПИД на бизнес», является необходимость проведения информационно-образовательных мероприятий на рабочих местах, в том числе среди руководителей бизнес-структур. Между Правительством РК, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей 25 декабря 2014г. было подписано Генеральное соглашение на 2015-2017 годы о содействии в распространении опыта реализации корпоративных социальных программ. Они направлены на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально - значимых заболеваний; принятие мер по финансированию превентивных мероприятий, направленных на обучение; комплексную подготовку персонала по охране труда с использованием современных технологий, а также мер по продвижению Рекомендации Международной организации труда о ВИЧ/СПИДе и сфере труда. Данное соглашение способствует целенаправленной работе региональных центров СПИД с руководителями бизнес-структур. Но для систематического и эффективного охвата требуется включение обязательных часов в систему управления охраной труда в сфере труда.
-
В пенитенциарной системе
В пенитенциарной системе РК профилактические программы проводились согласно утвержденному с МВД РК Комплексному плану мероприятий по профилактике, диагностике и лечению туберкулеза и ВИЧ-инфекции в учреждениях уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан на 2012-2015 годы. В уголовноисполнительной системе МВД актуально систематическое проведение информационно-образовательной работы по профилактике ВИЧ-инфекции, так как продолжается регистрация случаев внутриучрежденческого заражения заключенных ВИЧ-инфекцией, несмотря на их уменьшение в многолетней динамике в целом.
Образовательные программы будут эффективны только в комплексе мер с социальной адаптацией и профилактическими программами (тестирование, лечение, раздача презервативов, дезинфицирующих таблеток, информационно-образовательных материалов).
-
Кадровый потенциал и другие организационные мероприятия.
Первостепенное значение в достижении поставленных целей службы СПИД имеет кадровый потенциал. По данным электронной базы е-МиО за 2016 год укомплектованность врачебными кадрами в РК составила 85,5%, в области 94,1% Доля врачей с квалификационными категориями по РК составляет 67%, в области 80,2% с научной степенью - 4% в области 6,3 %. . Перед службой стоит задача по обеспечению устойчивости кадрового потенциала.
2.4 SWOT-анализ
|
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Клиенты
|
1.Регламентация обследования декретированных групп населения;
|
-
Низкий доступ к уязвимым группам населения;
-
Недостаточный спектр предоставляемых услуг ;
-
. Недостаточная приверженность ЛЖВ к приему АРТ
3.
|
Процессы
|
1.Своевременное проведение расследования очагов;
2.Оперативное проведение исследований и предоставление результатов диагностических исследований
3. Своевременное начало АРВ-терапии.
|
1. Дефицит штатного обеспечения;
2. Несвоевременность доставляемого для исследования материала из-за отдаленности
3.Миграция ЛЖВ
|
Обучение и развитие
|
-
Возможность обучения и повышение квалификации за счет государственных средств в пределах РК.
|
1. Недостаточное финансирование на проведение обучения за рубежом.
|
Финансы
|
1.Своевремиенное, без задержки финансирование в рамках выделенных средств.
2. Возможность предоставления доплат в рамках бюджета
3.
|
2. Недостаточное финансирование, в особенности на приобретение тест-систем, автотранспорта, проведения капитальных ремонтов,
|
|
Возможности
|
Угрозы
|
Клиенты
|
-
Предоставление услуг на бесплатной основе.
|
1. Не предоставление востребованной услуги специалистов стоматолога, фтизиатра. терапевта
3.
|
Процессы
|
1.Имеющеея оборудование позволяет проведение исследований в спектре, регламентируемом на областной уровне.
|
-
При переходе на ГКП возможно появление конкурентов.
-
В связи с несоответствием штатного расписания ограниченна возможность ОЦ СПИД в расширении спектра предоставляемых услуг ВИЧ—инфицированным
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
возможность
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
возможнос возможностьвсокаазани мед. помощиЛЖВ
|
Обучение и развитие
|
-
Сотрудничество с международными организациями, участие в международных конференциях.
|
1.Отсутсвие возможности обучения за рубежом.
|
Финансы
|
-
Устойчивое и своевременное финансирование из государственного бюджета
|
-
Неконтролируемый рост цен поставщиков оборудования и расходных материалов
.
|
2.5 Анализ управления рисками
Наименование возможного риска
|
Цель, на которую может повлиять данный риск
|
Возможные последствия в случае непринятия мер по управлению рисками
|
Запланированные мероприятия по управлению рисками
|
Фактическое исполнение мероприятий по управлению рисками
|
Причины неисполнения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Внешние риски
|
Возможный дефицит бюджетного финансирования
|
Проведение всего комплекса лечебно-диагностических и профилактических мероприятий.
|
Резкий подъем заболеваемости ВИЧ в области
|
1. Выход с ходатайствами в О УЗ, МЗ для дополнительного ф финансирования для этих
Целей ( на закуп тест-систем, ддооборудования лаборатории ППЦР, приобретения автотранспорта, проведения ремонтных работ в Центре.
2.Изменение юридического
статуса учреждения, перевод в в статус ГГКП
3. Внесение предложений в местные исполнительные органы о выделении государственного заказа ОГЦ СПИД и НПО на ставки аутрич- работников и вознаграждение участникам ЭСР, дополнительного финансирования для оказания социальной помощи ВИЧ- положительным пациентам из местного бюджета
4. Привлечение средств международных организаций на поддержку НПО
|
|
|
Закрытость и низкий доступ в уязвимые группы
|
Снижение объемов проводимых профилактических мероприятий в уязвимых группах
|
Распространение ВИЧ в уязвимых группах.
|
-
Привлечение к проведению профилактической работы среди УГН общественные организации и НПО
-
Через ПОШ, аутрич работников дальнейшее расширение экспресс-тестирования представителей УГН
-
Соблюдение анонимности (УИК), принципов добровольности участников ЭСР
4.Расширение доступа представителей УГН к услугам дружественного кабинета, консультаций профильных специалистов
|
|
|
Высокая цена на скрининговые тест- системы 4 поколения
|
Снижение качества диагностики ВИЧ и охвата населения тестированием
|
Своевременность диагностики ВИЧ
|
Мониторинг рынка скрининговых тест-систем 4 поколения
|
|
|
Трудности продвижения вопросов по профилактике ВИЧ- инфекции в части включения обязательных часов в систему управления охраной труда; и в стандарты обучения систем образования: среднего, среднеспециального, высшего, постдипломного
|
|
|
Выход с предложениями в вышестоящие органы о необходимых совместных мероприятий с МЗ, МОН НПА, создания совместных рабочих групп
|
|
|
Отсутствие национального регистра по скринингу населения на ВИЧ
|
|
|
Выход с предложениями в вышестоящие органы о создании регистра и участие в его разработке.
|
|
|
Внутренние риски
|
Дефицит штатов
|
Повышенная нагрузка на персонал
|
Возможное снижение качества предоставляемых услуг, удлинение сроков их исполннеения.
|
-
Расширение штата СПИД
|
|
|
Случаи несоблюдения протоколов диагностики и лечения ВИЧ-инфекции
|
|
|
Обучение специалистов, повышение контроля, ответственности и спроса
|
|
|
Случаи низкого качество ввода данных в базу ЭС за случаями ВИЧ-инфекции
|
|
|
Обучение специалистов, контроль полноты вводимой информации на все выявленные случаи ВИЧ- инфекции и СПИДа, внедрение системы ЭС ИИН пациента
|
|
|
3. Стратегические направления, цели и целевые индикаторы
3.1. Мониторинг эпидситуации
№
|
Наименование целевого индикатора
|
Ед. измерения
|
Источник информации
|
Ответственные
|
Факт тек.года
|
План (годы)
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Целевые индикаторы
|
|
Общая заболеваемость ВИЧ н не более
|
На 100 тыс. насел.
|
Статистика
|
Эпид. отдел
|
20,1
|
20,3
|
22,5
|
24,3
|
26,3
|
27,6
|
|
Распространенность ВИЧ в возрастной группе 15-49 лет
|
лиц
|
отчеты
|
эпидотдел
|
0,180
|
0,220
|
0,275
|
0,340
|
0,370
|
0,416
|
Задачи
|
|
Показатели результатов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Удержание заболеваемости ВИЧ- инфекцией (не более 150 выявленных случаев в год)
|
лиц
|
статистика
|
Эпид.отдел
|
100
|
<150
|
<150
|
<150
|
<150
|
<150
|
2.
|
К-во ЛЖВ в возрастной группе 15-49 лет
|
лиц
|
отчеты
|
эпидотдел
|
480
|
531
|
582
|
633
|
684
|
735
|
3.
|
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов:
|
Абс.
|
МиО
|
Эпидотдел
|
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
3.1
|
-
Мониторинг за фактической распространенностью ВИЧ- инфекции по отношению к прогнозу
|
|
|
|
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
3.2
|
Мониторинг и анализ эпидемиологической ситуации по регистрации случаев ВИЧ-инфекции по всем группам
|
|
|
|
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
3.3
|
3. Мониторинг
эпидемиологической ситуации на основе данных рутинного надзора и ЭСР
|
|
|
|
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
3.2.Повышение эффективности скрининга населения области на ВИЧ (в контексте целей 90-90-90)
№
|
Наименование целевого индикатора
|
Ед. измерения
|
Источник информации
|
Ответственные
|
Факт тек.года
|
План (годы)
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
Целевые индикаторы
|
1
|
Охват населения тестированием на ВИЧ
|
%
|
Статистика
|
Эпид. отдел
|
15,2
|
15,5
|
15,8
|
16,2
|
16,5
|
16,8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задачи
|
|
Показатели результатов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Обследование граждан РК области на ВИЧ
|
лиц
|
отчеты
|
Эпидотдел
|
112700
|
114950
|
117300
|
119646
|
122038
|
124478
|
2
|
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1
|
-
Участие в разработке национального регистра обследованных лиц на ВИЧ-инфекцию (приказ, регистр)
|
|
|
|
Х
|
Х
|
Х
|
|
|
|
2.2
|
2. Мониторинг рынка скрининговых тест-систем 4 поколения
|
|
|
Бухгалтерия
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
2.3
|
Работа с медицинскими работниками области по организации обследования населения на ВИЧ с проведением:
Медсоветов
Семинаров:
|
Абс.
|
отчеты
|
Все отделы
|
25
120
|
25
130
|
25
140
|
25
140
|
25
140
|
25
140
|
2.4
|
Мониторинг качества скрининга населения на ВИЧ с направлением информаций в ЛПО области ( 1 раз в квартал)
|
Абс.
|
Инф. бюллет
|
Эпид. Отдел
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
3.3. Профилактическая работа с УГН
№
|
Наименование целевого индикатора
|
Ед. измерения
|
Источник информации
|
Ответственные
|
Факт тек.года
|
План (годы)
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
Целевые индикаторы
|
1
|
Охват профпрограммами ПИН
|
%
|
МиО
|
Проф. отдел
|
61
|
62
|
63
|
64
|
65
|
66
|
2
|
Охват профпрограммами РС
|
%
|
МиО
|
Проф. отдел.
|
80
|
80
|
81
|
83
|
85
|
87
|
Задачи
|
3
|
Показатели прямых результатов и мероприятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1
|
К-во ПИН, охваченных профпрограммами
|
Лиц
|
Отчеты
|
Проф. отдел
|
1220
|
1240
|
1260
|
1280
|
1300
|
1320
|
3.2
|
К-во РС охваченных профпрограммами РС
|
Лиц
|
Отчеты
|
Поф. Отдел
|
320
|
320
|
324
|
332
|
340
|
348
|
3.3
|
Координация деятельности аутрич-работников по реализации профилактических программ для УГН
|
абс
|
отчеты
|
Поф. Отдел
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
3.4
|
Межвдомтсвенная работа с заинтеросоваными организациями
|
абс
|
протокола
|
Поф. Отдел
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
3.5
|
Мониторинг эффективности профилактической работы среди УГН по итогам полугодия и года
|
Абс.
|
МиО
|
Проф. отдел
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3.4. Оказание услуг в сфере предоставления медицинской помощи ВИЧ-положительным пациентам
№
|
Наименование целевого индикатора
|
Ед. измерения
|
Источник информации
|
Ответственные
|
Факт тек.года
|
План (годы)
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
|
Целевые индикаторы
|
1
|
Охват ЛЖВ АРТ
|
%
|
МиО
|
ЛПО
|
80
|
82
|
85
|
90
|
90
|
90
|
Задачи
|
|
Показатели результатов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
К-во лиц, получающих АРТ
|
лица
|
МиО
|
ЛПО
|
324
|
452
|
502
|
552
|
602
|
652
|
2.1
|
Анализ оказания медицинских услуг ВИЧ- положительным пациентам по итогам полугодия и года
|
абс.
|
МиО
|
ЛПО
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2.2
|
Дальнейшее внедрение протоколов диагностики, профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в соответствии с международными стандартами.
|
|
|
|
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
2.3
|
Оказание консультативной помощи профильным специалистам по ведению ВИЧ- положительных пациентов.
|
|
|
|
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
3.5. Профилактика вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции.
№
|
Наименование целевого индикатора
|
Ед. измерения
|
Источник информации
|
Ответственные
|
Факт тек.года
|
План (годы)
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
|
Целевые индикаторы
|
1
|
Вертикальная трансмиссия ВИЧ- инфекции
|
%
|
М иО
|
ЛПО
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Задачи
|
|
Показатели результатов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Охват АРВ-терапией беременных ВИЧ-инфицированных женщин
|
%
|
Отчеты
|
ЛПО
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
2.1
|
Охват АРВ-профилактикой детей. Рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами.
|
%.
|
Отчеты
|
ЛПО
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
3.6. Профилактическая работа с различными группами населения (СМИ, бизнес структуры, ГИК)
№
|
Наименование целевого индикатора
|
Ед. измерения
|
Источник информации
|
Ответственные
|
Факт тек.года
|
План (годы)
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
|
Целевые индикаторы
|
1
|
Охват населения санпросвет работой
|
%
|
М иО
|
Проф.отдел
|
10
|
Не < 10
|
Не < 10
|
Не < 10
|
Не < 10
|
Не < 10
|
2
|
Информированность населения по вопросам ВИЧ/СПИД
|
%
|
Соц. опросы
|
Проф.отдел
|
72
|
76
|
78
|
80
|
82
|
84
|
Задачи
|
|
Показатели результатов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Охват СПР жителей Акмолинской области
|
лица
|
Отчеты
|
Проф.отдел
|
Не менее 75 000
|
Не менее 75 000
|
Не менее 75 000
|
Не менее 75 000
|
Не менее 75 000
|
Не менее 75 000
|
2.1
|
Охват соцопросом населения области
|
лица
|
Отчеты
|
Проф.отдел
|
3 200
|
3400
|
3600
|
3800
|
4000
|
4200
|
|
Анализ деятельности по информационнообразовательной работе среди различных групп населения ОГЦ СПИД (полугодие и год)
|
Абс.
|
МиО
|
Проф.отдел
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
Мониторинг и оценка показателей проводимой профилактической информационнообразовательной работе среди различных групп населения ОГЦ СПИД
|
Абс.
|
МиО
|
Проф.отдел
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
3.7. Развитие кадрового потенциала
№
|
Наименование целевого индикатора
|
Ед. измерения
|
Источник информации
|
Ответственные
|
Факт тек.года
|
План (годы)
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
|
Целевые индикаторы
|
1
|
Снижение дефицита врачебных кадров
|
лица
|
Отчеты
|
ОК
|
3
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Количество специалистов, обученных на курсах повышения квалификации и переподготовки
|
лица
|
Отчеты
|
ОК
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
5
|
Задачи
|
3
|
Мероприятия для достижения показателей прямых результатов
|
Абс.
|
Отчеты
|
ОК
|
|
|
|
|
|
|
3.1
|
Подача заявок в центр занятости 1 раз в квартал
|
Абс
|
Отчеты
|
ОК
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
3.2
|
Участие в ярмарке вакансий 1 раз в год
|
Абс
|
Отчеты
|
ОК
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3.3
|
Привлечение высококвалифицированных специалистов
|
Абс
|
Отчеты
|
ОК
|
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
3.4
|
Обучение специалистов на курсах повышения квалификации внутри страны
|
Абс
|
Отчеты
|
ОК
|
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
3.5
|
Обучение специалистов за счет средств донорских организаций
|
Абс
|
Отчеты
|
ОК
|
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
-
Необходимые ресурсы
№
|
Наименование целевого индикатора
|
Ед. измерения
|
Факт тек.года
|
План (годы)
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
|
Финансовые всего, в том числе:
|
Тыс. тенге
|
209 491,0
|
210 006,0
|
210 006,0
|
215 668,0
|
230 764,8
|
246 917,3
|
1
|
Мониторинг эпидситуации
|
Тыс. тенге
|
835
|
835
|
835
|
835
|
893,5
|
955,9
|
2
|
2.Повышение эффективности скрининга населения области на ВИЧ
|
Тыс. тенге
|
76998 + 28 595,00 по допке
|
105 593,0 из них 28 595,00 по дополн. Финанс.
|
76 998,00
|
76 998,00
|
82 387,86
|
88 155,01
|
3
|
3. Профилактическая работа с УГН
|
Тыс. тенге
|
24 280,00
|
24 280,00
|
24 280,00
|
29 245,92
|
31 293,13
|
33 483,65
|
4
|
Оказание услуг в сфере предоставления медицинской помощи ВИЧ-положительным пациентам
|
Тыс. тенге
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Профилактика вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции.
|
Тыс. тенге
|
12 654,00
|
12 654,00
|
12 654,00
|
12 654,00
|
13 539,78
|
14 487,56
|
6
|
Профилактическая работа с различными группами населения
|
Тыс. тенге
|
РБ
|
|
|
|
|
|
7
|
Развитие кадрового потенциала и прочие организационные мероприятия
|
Тыс. тенге
|
90 436,00
|
90 951,08
|
90 951,08
|
90 951,08
|
97 317,66
|
104 129,89
|
|
|
В 2018 году необходимо будет дополнительное финансирование:
|
|
|
1.
|
На приобретение диагностических тест-систем
|
28 595,00
|
|
2.
|
Для дооборудования лаборатории ПЦР -
|
|
15 825,00
|
|
3.
|
Для подготовки помещений для размещения лаборатории ПЦР -
|
3 550,70
|
|
4.
|
Приобретение 1 единицы автотранспорта
|
|
4 115,00
|
|
5.
|
Капитальный ремонт помещений Центра ( замена окон )
|
9 582,00
|
|
6.
|
Оборудование видионаблюдения
|
|
872,70
|
|
7.
|
Всего по дополнительному финансированию:
|
|
62 540,40
|
Зам. главного врача
Акмолинского ОЦ СПИД Багинский С.Р.